UE6MAC/1 - Ледокол "Красин". SP-02.

На снегу стоит палатка,
Пара-понци-понци-по,
Словно красная заплатка,
Пара-понци-понци-по,
Над палаткой днем и ночью
Черти мерзлые хохочут...
Ты попал в страну такую,
Пара-понци-понци-по…..

Из к/ф "Красная палатка" посвященному спасению итальянской экспедиции Умберто Нобиле…
"Красин" - ледокол, символизирующий собой целую эпоху в истории нашей страны. Для всех петербуржцев и гостей города это необычный и популярный музей. Посетив его, можно прикоснуться к живой истории и почувствовать настоящую романтику полярных исследований.
В начале ХХ века России принадлежал приоритет в освоении Северного Ледовитого океана. Для освоения этого непознанного пространства впервые были использованы линейные ледоколы. Первенцы российского ледокольного флота - "Ермак" и "Святогор" в течение полувека были самыми мощными кораблями этого класса в мире. "Святогор" ("Красин") - второй арктический ледокол России, совершенство конструкции которого, на несколько десятилетий определило генеральную линию в развитии отечественного ледоколостроения.
Идея отработать с борта легендарного ледокола, появилась летом 2007 года, после посещения Музея Мирового Океана и личной встречи с его директором - Сивковой Светланой Геннадиевной. Правда, именно на эту тему мы переговорить не успели, но по приезду из Калининграда к разговору вернулись. Мои впечатления, что из этой затеи вышло…
Поезд на Питер у меня жутко неудобный. Отправление в 6:30 утра, прибытие еще лучше - в 5:30. Зато - прямой, без пересадок, и сутки можно просто валять дурака. Словом, ехаю.

20 марта 2008г. Четверг 5:30 утра

Питер встречает меня легким морозцем, безветрием и пушистым, веселым снежком. Изначально, чтобы никого не напрягать встречей в такую рань, я хотел сдать багаж в камеру хранения, а самому пройтись по Гороховой до Адмиралтейства, и уже от него, до Красина. Однако, Валера Шамшурин - RA1ATP, отговорил меня от этого путешествия. Ему я доверяю на все 100, поэтому договорились встретиться на входе Витебского вокзала. Ровно в 6:00 встречаемся. Чем в эту рань прекрасен Питер, так это отсутствием жутких пробок на его дорогах. Валерий Львович, отставной боевой командир. Для меня эта категория людей характеризуется одним словом - верняк. Да простят они меня, ибо за этим простым словом всегда скрыта непростая людская судьба.
Загружаемся в Валерин "Поинтер" и катим, по той самой Гороховой, набережной Фонтанки, Невскому, мимо Дворцовой площади, славного Эрмитажа, Троицкому мосту. Круг почета вокруг Петропавловки и на Васильевский остров к Красину. По набережной Шмидта подкатываем к проходной Балтийского судостроительного. Вот, туточки и пришвартован ледокол "Красин", аккурат напротив Санкт-Петербургского Государственного горного института. Я не стану перечислять фамилии знаменитых выходцев этого института, чьими именами украшен весь фасад этого здания. Увы, не та тема. Затемно. На Красин еще очень рано, мы этим и пользуемся.
По Набережной лейтенанта Шмидта, через мост лейтенанта Шмидта, к ЛИАПу. Хотите верьте, хотите нет, но и мост лейтенанта Шмидта переименован. Мост Благовещенский, извольте....

Подъезжаем к Ленинградскому Институту Авиационного Приборостроения, моей "альма матер". Пару снимков на память. На фасаде ЛИАПа крупными, золоченными буквами - "Банк Финансовый Капитал". Вот, так... Знаминитый ЛИАП, теперь Государственный Университет Аэрокосмического приборостроения. Кстати, поступал в 88-м в ЛИАП, а в 93-м заканчивал уже Государственную Академию аэрокосмического приборостроения. Вот, такая чехарда с его переименованиями. Но антенны RZ1AWT на месте, и это радует.
А мы и не торопимся, наш визит на "Красин" назначен на 11 часов. На Английскую набережную, и к Валере домой, привести себя в порядок, после дороги. Живет Львович на Галерной, прямо в историческом центре города. Разве это не здорово! Ищем место для парковки, это удается на углу Английской набережной и Замятина. Душ, кофе, беседа за завтраком. Между делом, подсаживаюсь за Валерин шек. Кручу - верчу его А3S. На "двадцатке" почти никого не слышу, на "сороковке" шум по всему бэнду баллов на 7. Во-во. То, чего я опасаюсь больше всего. Вопрос шумов в городе актуален во все времена. Об этом мы говорили со Львовичем и накануне. Если такой эфир будет и на Красине, то завидовать нам не придется. Однако, начальник красинской коллективки, R1LK, Николай Михайлович Сашенин, заверил нас, что на ледоколе прием нормальный. Ну, чтож, послушаем, но вериться с трудом. Да вон он, Красин, в полуторах милях от нас. Что тут можно ждать? Вопрос исследовательский. Время летит быстро.
Помылись, побрились, и вперед, в Астраком ( www.radioexpert.ru ) Там нас уже ждет Андрей Букин RA1AEZ, мой давний приятель и компаньон по предыдущим экспедициям, и, кстати, спонсор QSL - менеджмента EV5IPY. Астраком приветствует нас всем коллективом. Здесь нужно взять аппаратуру в резерв и параллельно решить несколько организационных вопросов. Все делаем быстро, никаких заморочек. Как всегда, фирма предоставляет в наше распоряжение весь спектр располагаемой аппаратуры. Останавливаемся на Кенвуде TS-2000. Нам его, пожалуй, хватит. Попутно прихватываем гарнитурку и в машину. Сам Андрей очень сожалеет, что из-за загруженности по работе не может составить нам компанию на Красине. Мы поторапливаемся. Очень велика вероятность, влезть в пробку, а это не входит в наши планы. На удивление, дорога нас не разочаровывает, и минут через 15 мы уже у "кололеда".

Запарковаться с ходу не удается. Стоим на дороге, ждем. А вот и местечко освободилось, прямо у старого навигационного складика, рядом с Красиным. Созваниваемся с Сашениным RV1AQ, он еще в дороге. На часах 11 мск. Прогуливаемся по набережной, делаем несколько снимков общего плана, беседуем. Погода великолепная, солнышко светит по весеннему, на душе - предчуствие праздника. Невольно становлюсь свидетелем разговора между супружеской парой средних лет.
- Вань, давай сходим на Красин, интересно ведь!
Ваня потихоньку направляется в другую сторону и мямлит:
- Да что там интересного, пошли...
Глядя на Ванин "пивной момон" догадаться о его интересах не трудно...
Эх, Ваня, Ваня! Тундра ты Ваня, причем, тундра неогороженная... И не в домек этому Ване, что перед ним сама легенда Арктики. И только тем, что ему будет позволено взойти на борт этого судна, для него уже великая честь.
В начале 12-го появляется Николай Михайлович. Мы его видим уже на подходе, он с кем-то оживленно беседует по телефону. Машем друг другу руками. Михайлович останавливается, продолжая телефонный разговор, а мы его ждем у машины, чтобы выгрузить наш багаж. Минут через пять Михалыч, наконец, прячет телефон и направляется к нам. Ну, будем знакомы. До этого, лично я с ним знаком был лишь по эфиру и е-мейлу. Настал час познакомиться лично. Николай Михайлович - президент Ассоциации любителей радиосвязи Санкт-Петербурга и начальник коллективных станций R1LK (Ледокол Красин) и RK1A - Центрального Музея связи. И, тоже боевой командир, и тоже в отставке. Со Львовичем они знакомы давно, по-свойски здороваются. Поднимаемся на борт. Нас встречает вахтенный и Виктор Васильевич - начальник радиостанции. Они в курсе дел, вопросов особо не задают, и приветливо открывают вход в вестибюль ледокола. Милости просим, коллеги! Мимоходом замечаю, номер двери - 73! Однако… Заходим.

Ну, Леонид Красин, здравствуйте! Вестибюль с ходу восторгает своей отделкой. Вокруг благородное дерево, сверкающая латунь, нержавеющая сталь. Палуба застелена ковровыми дорожками. Мягкий свет придает обстановке необычайный уют и комфорт. На переборках, в рамочках, портреты знаменитых, исторических личностей и арктические пейзажи. По закругляющейся лестнице поднимаемся на рубочную палубу, в радиорубку. Ого! А рубка весьма внушительная, с двумя внутренними комнатами. В одной - трансляционная, во второй не знаю что, так и не удосужился спросить. Два полноценных рабочих места. Кидаем свои баулы, спускаемся палубой ниже и идем с Михалычем, представлять меня директору филиала, Бурову Николаю Александровичу. Тот встречает нас радушно, расспрашивает об остальной нашей команде и подробности нашей миссии на Красине. Закончив формальности и зарегистрировавшись на судне, спускаемся на жилую палубу, где нам выделено три каюты. Каково было мое удивление, когда передо мной открыли три чистенькие, ухоженные каюты, полностью отреставрированные и отделанные. Коечки застелены, на столах посуда, на переборках замечательные репродукции в рамочках. Красота!
Интересно то, что толком, накануне поездки, нам так и не удалось выяснить, по уму, подробности нашего проживания на Красине. Поэтому и мы подкалывали друг друга, как бы нам не пришлось ночевать в палатке, на вертолетной палубе…
Кто-кто, а я, считайте, разместился. Васильевич показал мне, где гальюн, где душевые, где камбуз и т.п. Все ясненько, вопросов нет. Условия, что в сказке. Живи, Вася, не чешись…
Поднимаемся в радиорубку, начинаем приводить в порядок рабочее место. Точнее, изначально мы попробовали поработать на штатном, TS-850-м. Но Михайлович в письме нас предупредил, что трансивер, накануне RDXC, начал "выкидывать коленца". Что нас ожидало сейчас, мы не знали, именно поэтому я и не поленился заскочить в Астраком и прихватить еще один аппарат, в резерв.
Вообще-то - люблю аналоговые Кенвуды, поэтому и решили начать с 850-го. Минут десять "старичок" проработал, к нашему удивлению, вполне достойно, но потом пропала индикация частоты, а затем весь дисплей вообще стал напоминать новогоднюю иллюминацию. Знаки мигали, как хотели, шкала показывала какие-то "кракозябры", все светилось и перемигивалось… Здорово, но непонятно.…
Пришлось его убирать, распаковывать "двухтысячный" и ставить это чудо в шек. Место установки до жути, очень ограничено и неудобно. Кое-как запихиваем его на место, подключаем все кабеля, сверху городим дополнительное, самодельное ВСУ, раза в три больше, чем сам трансивер. Прихватить в Астракоме антенный тюнер я не допер. А следовало бы. Ибо из антенн, в нашем распоряжении лишь штатная Красинская Г-образная, длинной в 42 метра. Да и телеграфный манипулятор не помешал бы. Здешний, воронежский, мне как-то не внушил особого доверия. TS-2000 для меня в новинку. В попыхах забыли взять в Астракоме русскоязычный мануал. Разбираться в англоязычном как-то было лениво. Благо, дома у меня TS-570DG, и приглядевшись к ручкам и кнопкам обнаружил между ними определенное сходство. В общем, с 2000-м разобрались достаточно быстро. А вот компьютер, громоздкий "десктоп" , стоит очень неуклюже. Где-то слева, вверху. Там же и монитор. Вести электронный лог с немыслимо задранной головой, пожалуй, будет неудобно. А посему, решаю вести лог врукопашную. Неудобняк? Согласен.
Похоже все готово к работе. Делаю первые связи, убеждаюсь что прием вполне нормальный, гораздо лучший, чем в городе, определенно. Студенные воды Невы делают свое дело. Мне не терпиться начать вещание UE6MAC/1. А Михайлович приглашает меня пройтись по прилегающему, Василеостровскому району, чтобы показать ближайшие магазины и кафэшки. Приглашение принимается и мы сходим на берег. Прощаемся с Валерием Львовичем, до завтра. Быстро обойдя магазины и затарившись провиантом и напитками разбегаемся. Михайлович на ближайшее метро, я на Красин. Спускаюсь к себе в каюту, разгружаюсь и наверх, в рубку. Там хозяйничает Виктор Васильевич. Рабочий день у него закончился, тоже собирается и уходит. На часах 19 мск. Я остаюсь в рубке один. Ну, а мне только того и надо. Гарнитуру на репу, ручку в руку и на гашетку…
Публика отвечает очень активно. В DX - кластере, похоже, сижу плотно. На 20-ке проход почти закрылся, но на "сороковке" все на месте. Темп - 2-3 связи в минуту. Это хорошо. Ничего не нарушает мой покой, сижу - молочу. Похоже, сегодня ребята уже вряд ли приедут, хотя прибытие было оговорено именно на сегодня, 20-е марта. Ну, что ж, будем'с ждать.
Вечер проходит безмятежно, я наслаждаюсь тишиной, покоем и хорошим темпом работы. Часам к 24-м в логе UE6MAC/1 порядка 300 QSO, в основном на 7-ке и 3,5 МГц. Усталость давит предыдущей бессонной ночью
и насыщенным сегодняшним днем. Выключаюсь. Рубку на ключ, сам в каюту. Впитываю в себя непередаваемые словами, пароходные запахи; легкую смесь горячей краски, машинного масла, мазута, изоляции и еще чего-то. В каюте жарко. Градусов под 30. Отопление на Красине паровое, пара не жалеют. Да оно и понятно, машина-то тоже паровая, правда очень хитрая, донельзя модифицированная и давным-давно переведенная с угля на мазут. Машина, естественно, не запущена, однако находится в полной готовности, и единственно чего не хватает, чтобы развести пары, так это команды капитана... Не знаю, как кому, а мне здесь не хватало лишь знакомой машинной дрожи палубы под ногами. Пар и электричество сейчас Красин берет от Балтийского судостроительного завода, рядом с которым и пришвартован. Отодраиваю иллюминаторы и даю волю свежему забортному воздуху. Вот так-то лучше, иначе сваришься тут вконец. Донельзя вымотанный, валюсь на койку, тушу свет. Лежу и слушаю судно. А судно живет своей жизнью. Что-то в его чреве хлюпает, шипит, шкворкочет. Где-то включаются - выключаются умформеры, насосы, задвижки и еще невесть что. Иногда кто-то пробегает по корридору, иногда что-то начинает стучать и грюкать. Система парового отопления все время шуршит и чмыхает. Поначалу мне даже казалось, что это льдины Невы скребут уставшие стальные борта. Ледокол живет своей механической жизнью. Это сближает. Проваливаюсь в сон...

21 марта 2008г. Пятница.

Встаю в 8:00 мск. Вроде и спал, как убитый, но состояние не совсем отдохнувшего человека. Иду в душ. Душевая на Красине уже не родная, увы… Все выложено кафелем, две обычные, бытовые душевые кабинки и один сосок за перегородкой. Это ближе к истине. Вода горячая, все как положено.
Впервые я встретил ледокол Красин в 1982 году, в центре ЗФИ. В то время ледокол принадлежал Министерству геологии и стоял на "мертвом якоре" на рейде острова Хейса. А на Хейса, в то время, была международная полярная обсерватория им. Э.Т. Кренкеля. По прилету нашей "вертушки", как обычно, полярники пригласили нас к себе, красинцы - к себе. Однако, у полярников был как раз банный день, чем мы и соблазнились. Баня, то, если честно, была ерундовой, а вот мои пути с Красиным так больше и не пересеклись, о чем я все время жалел. И, вот теперь, по прошествии 25 лет такая, просто фантастическая возможность, у меня появилась вновь. Теперь то её, родимую, я не упущу…
Душ, завтрак, кофе, и я вновь в радиорубке. И вновь, почти не стихающий пайл-ап. В радиорубку посторонним вход категорически запрещен, поэтому никакие экскурсии по ледоколу меня не отвлекают, хотя двери в рубку открыты. Отвлекает лишь собственное любопытство. Представьте себе, если б Вы попали на инопланетный космический корабль, хватило бы у Вас усидчивости сидеть в каюте и читать, пусть даже любимую Вашу, книгу? Конечно же, нет. Так и со мной. Периодически отрываюсь от трансивера и иду на прогулку. Судно то, действующее! Все на своих местах, все живое!
Впечатляет штурманская. Она сразу за ходовой рубкой, так же во всю ширь, от борта до борта. Зачем такая - ума не приложу. Наверное, подстать арктическим просторам. В штурманской включен радиопеленгатор, настроенный на Гогландский маяк. Бибикает себе. Ну и пусть бибикает. Эхолот, кстати, довольно современный, сердито мигает "ОПАСНО!". Где ж тут не опасно, если под килем 1,2 метра. Даже несведущие люди желали нам 7 футов под киль, а тут всего 4…
На мостике тоже, хоть дискотеку устраивай. Правда, тут очень скромненько, совершенно никаких изысков. Самое удивительное, что рядом с достаточно современным радаром, напротив рулевого, под смотровым иллюминатором стоит деревянный ящичек, с тремя оцифрованными баклажками. Это задатчик курса, еще, наверное, со времен Крузенштерна. Т.е. набираешь баклажками заданный курс, и рулевой его отрабатывает. И никакая качка эти показания не собьет. Разве что перевернуть судно килем вверх. Или рулевого…
К обеду у меня в логе, порядка 400 связей. Неплохо. А вот ребят нету, и это меня начинает помалу волновать. До самого моего отъезда, однозначности в их решении даты приезда я так и не добился. То ли едут поездом, то ли машиной. Знаю, что едут трое, знаю кто. Но чем и когда - увы.
Что ж, жду. Только подумал, как на сороковке, сквозь пайл-ап слышу RZ6MO. Вот это новость. Еще не веря своим ушам, переспрашиваю, Саша, ты? Все правильно, это Александр Максуров, президент нашего Клуба, которому я тут уже и коечку забронировал… Саша извещает меня, что команда в пути, уже километрах в 100 от Питера. Сам же он, по причине форс-мажора, приехать не может. Я, конечно же, расстроен, потому как запланировал с ним пару деловых встреч в ААНИИ. Ну, что ж, значит не судьба. Грустить некогда, работаю в эфире дальше.
Ближе к 16 мск спускаюсь в каюту, перекусить. Сижу, жую. И вдруг, по судовой трансляции объявляют учебную пожарную тревогу. Что делать, не знаю. Хотя потом, несколько позже, в проходах, обнаружил подробную инструкцию, чего хватать и куда бежать. Ну, а сейчас то, что делать? Выглядываю на коридор - никого. Тут динамик успокаивает - "Гостям ледокола находиться на своих местах". А, ну теперь ясно. Хотя бы так. Тут же сыпятся команды, кому баллон, кому в салон. Минут через 15 тут же, по судовой трансляции "разбор пролетов"… Но итоговая оценка - хорошо. Это успокаивает. Перекусив, вновь поднимаюсь в радиорубку. Там меня уже ждет Васильевич. Он сегодня на вахте, делать ему нечего, и при первом же моем опрометчивом вопросе, берет меня в оборот. Мы идем в штурманскую, там Васильевич устраивает мне лекцию по локации, навигации и связи. Пытаюсь объяснить ему, что все мне это знакомо до, извините, опупения. Он понимающе кивает, но продолжает в том де духе. При этом рассказывая и о своем морском прошлом. Ну, это поинтереснее, и я смиряюсь. Лекция продолжается больше часа, и тут нам сообщают, что прибыли ребята из Ростова. Ну, наконец-то. Спешу на вахту, к трапу.

Первым кого встречаю - Женю - RU6MM/1. Что он делает в Питере, пока не знаю.
- Нет, нет, я не из команды - машет он... Раз здесь, считай в команде.
Из вахтенной:
- Дим, привет!
А! Серега Денисенко! RZ6MF!
С Сергеем мы знакомы только "мылом", но уже представляем друг друга реально.
- Привет, дорогой!
Рядом Олег Белов UA6LP и его сын Сергей.
Сережку мы сразу окрестили "юнгой". Ему 14 лет. А вот HAM - радио, его, похоже, не пронимает… Мобильник для него гораздо интереснее.
Знакомимся.
Далее спускаемся к каютам, размещаемся основательно. Тут уже я бегло знакомлю ребят с судном, точнее с жилой палубой. А ребята в восторге! Это не тот Ваня, с пирса… Серега отходил 10 годков на подобных железяках, но весь он прочувствован этим судном. Его историей и аурой. Лично меня это радует. Парни реально осознают, куда они попали. Краткое введение в курс дел текущих, в радиорубку, и вновь вниз. Там - фуршет, экспромтом. Присматриваюсь к ребятам. Серега - большой и эмоциональный. Олег - тихоня. Пока. Наверняка себя еще покажет.
Сергея я знаю по делам. Он менеджирует UE6MAC/1. Менеджирует хорошо. То, к примеру, что он сделал по моей QSL для EV5IPY - выше всяческих похвал. Таких ребят я характерезую кратко - ездовой пес. На него можно положиться, все что он говорит - правда. От таких - без лукавого.
Олег - UA6LP. Директор ростовской фирмы РадиоМаг. Не напрягает. Держится по-джентельменски. Мне он представлен, как организатор экспедиций по Беломорью. Тоже интересная тема, непременно потолкуем.
Подождем, пока сказать больше нечего. Общаемся, присматриваемся друг к другу. Чувствую - споемся. Хорошо сидим.... Отведали белорусской водочки, погутарили. Пора бы и в рубку. Поднимаемся все наверх.
Быстро знакомлю ребят с нехитрым шеком. Въезжают с ходу. Олег сразу западает на передатчик, быстро накручивает телеграфный манипулятор и начинает представление UE6MAC/1 CW на "сороковке". Мы с Сергеем ему не мешаем, и отправляемся на первую, совместную экскурсию по Красину. Нам никто не мешает, мы предоставлены сами себе. Пару лет назад, на очередной медкомиссии по допуску к работе на высоте, мой доктор, накрутивши меня на "кресле-вертушке", заглянув в глаза и покрутив пальцами перед моим фейсом, обронил, махнувши рукой:
- А-а-а, лазь где хочешь....
Вот и сейчас, мы можем лазить где хотим, все махнули на нас, всем, чем смогли... А Олег, тем временем, закрутив и затянув все винты на сомнительном манипуляторе, молотит в CW, аж "шуба заворачивается"... Вижу - мучается, но работает вполне уверено. Мы ему решаем не мешать, и предоставляем шек в его распоряжение. Кто куда, а я спать. Уханькался, да и на часах - первый час ночи.

22 марта 2008г. Суббота.

Внутренний будильник не дает ни спать, ни проснуться. 7:30 мск - подъем. Бреду в душ, по борту, на ощупь, в полудреме. Ребята спят. Ну, это и не удивительно, после 2000 верст без передыха. Как я ни пытался их переубедить накануне, все же решили добираться своим ходом, на авто. Ну, дело то хозяйское, у каждого в голове свои тараканы...
Коечка RZ6MO у меня так и пустует. Этим я и пользуюсь, никому не мешая. Кофеёк, холостяцкий завтрак и в рубку. Там меня уже ждет Ник Мих. Кстати, прошу прощения, для тех, кто не в курсе, поясню, что подобные сокращения ФИО вполне допустимо и даже приветствуется, как в Арктике, так и в Антарктике. Он тоже ночевал на борту. Николай Михайлович Сашенин RV1AQ - президент Питерской ассоциации любителей радиосвязи. С утреца у него "круглый стол" питерских радиолюбителей. Я "подгребаю" вовремя. Слушаю новости по Питеру, положения предстоящих контестов, поздравления именинников и т.п. По завершению КС Ник Мих предоставляет мне слово, как представителю Экспедиции UE6MAC/1 и МРК Арктика. Всех приветствую, в двух словах рассказываю о Радиомарафоне, предлагаю желающим вступить в МРК "Арктика", задиктовываю адрес клубного сайта. После чего приглашаю публику, к проведению QSO в зачет Радиомарафона. В ответ - шквал вызовов. Разгребаю пайл - ап. Дело привычное. Сижу, чирикаю, все уки-дуки... Через часок делаю перерыв, замечая беспокойство Васильевича.
- Ну, где ребята? Просили экскурсию провести, а сами?
- Васильевич! - говорю - Дайте ребятам оттдохнуть, после дороги.
- Не хотите, как хотите - бурчит Васильевич.
Кто - кто, а я его понимаю. Ему хочется еще и еще раз рассказать про этот удивительный ледокол. А, получается - ныне то и некому... Спускаюсь в каюты. Хлопцы уже на ногах. Передаю им пожелания Васильевича. Два раза повторять не приходится, ребята "мухой наверх". Тут мы и попались...
Часа полтора Васильевич мотал нас "по кочкам". Что говориться, от киля до клотика... Где мы только небыли. Сначала в штурманской и на ходовой, потом в каюткмпании и капитанской, камбузе, гальюнах и душевых. Все верхние палубы и вниз, в машинное. Там, грубо говоря, Серега, этот двухметровый гигант, чуть концы не отдал... Сел на баночку, и говорит - кранты, пацаны, пристрелите здесь, больше я никуда не пойду.... Это, конечно шутка, а если правда, то умотал нас Васильевич всех, в конец. Никогда мы не радовались концу экскурсии, как в этот раз... В конце концов, всему есть предел... Но, как бы там нибыло, спасибо ему, большое.
Отработав экскурсию на совесть, возвращаемся в радиорубку. Меняя друг друга, работаем с Олегом попеременно. Сергей неутомимо ищет новые ракурсы Красина. Только и видим его, то тут, то там, с Олимпусом наперевес. Так день и пролетает. К вечеру Олег устанавливает свой ноут, и начинает молотить уже "по взрослому", в логгере. Я сижу, в стороночке, и тихонечко завидую, я так не умею. Пока... Глаза слипаются, договариваемся о смене, часов в 24. Иду спать. Но, чувствую, не встать мне через два часа. Вновь плетусь в рубку и переношу свой подьем на утро. В логе уже более 1000 QSO, т.ч. особо торопиться не следует. Сон в кайф. Вырубаюсь...

23 марта 2008г. Воскресенье.

7:30 утра. Душ, туалет, кофе. Состояние бодрое, отдохнул хорошо.
Поднимаюсь в радиорубку. Включение, работа на CQ, пайл-ап - все штатно.
На улице - пасмурно, но не ветрено. Температура -3.
Сегодня у нас по плану - официальная встреча с Андреем Букиным, представителем компании "Астраком", и начало культурной программы.
По программе, для меня - посещение квартиры-музея А.С. Пушкина, для ребят - посещение Авроры и обзорная прогулка по Санкт - Петербургу.
Часов до 11 работаем, сменяя друг друга, на 3,5 и 7 МГц. Пайл-ап стабильный, лог заполняется на глазах.
В 11:10 вахтенный докладывает - встречайте гостей!
Мы к трапу, там нас ждет Букин Андрей, из Астракома, с супругой. Проводим их в радиорубку, свою обитель. Олег с Сергеем отводят Андрея в ходовую, на аудиенцию, я же работаю на сороковке. Закончив деловую встречу, ребята возвращаются. Далее - небольшая экскурсия Букинской четы по Красину, и разбегаемся. Андрею сегодня еще предстоит поездка в Минск, поэтому по времени он ограничен. Ну, а у нас сегодня запланирована культурная программа. Выключив передатчик, собираемся и сходим на берег. Я, с Валерием Львовичем отправляюсь в Музей-квартиру А.С. Пушкина, ребята куда-то в сторону Петропавловки. Намотавшись по Питеру, вновь собираемся на Красине. Обмен впечатлениями, перекус, и вновь, сменяя друг друга работаем в эфире. Прохождение на двадцатке отвратительное. Зато на сороковке и "три с полтиной", все в порядке. Там, в основном и работаем, изредка включаясь на WARC-ах. День незаметно подходит к концу, завтра ребята уезжают. Оставляю им шек и спускаюсь в каюту. Отбой.

24.03.2008г. Понедельник.

Подъем в 8:00. Олег с Сергеем вчера засиделись до поздна, поэтому я их не бужу. Иду в душ, привожу себя в порядок, кофе, и снова наверх, в радиорубку. Судовая команда уже на ногах, все при деле. На 3,5 МГц проход неважный, остаюсь на "сороковке". Зовут хорошо, темп бодрый, скучать не приходится. На частоту подходят коллеги по предыдущей, хибинской экспедиции - Александр Бройтман UA1ZAO, и Леонид Охмуш UA1ZBZ. Здоровкаемся, все рады встрече. Тоже собираются выезжать куда-то в тундру. Обмениваемся новостями и планами. Чуть позже подходят одноклубники Галина RU4WG и Юра RA3NC. Приветствуем друг друга, передаем приветы друзьям. В первый же день моего прибывания на Красине, удалось связаться с Геннадием Маркияновичем Видмиденко UA2FDM, начальником радиостанции на НИС "Витязь", что стоит в Калининграде, и коллективки Музея Мирового Океана R2MWO. Мило поболтали на сороковке, и были, как обычно, очень рады встрече. Рассказал Маркиянычу, как нас встретили и разместили, он остался доволен. Хоть и договорились встретится еще, да так и не получилось. Трафик не назначали, решили не отвлекаться от основной работы. Но связь, Красин - Витязь состоялась. Мы довольны. Ребята собираются в обратный путь, а мне сегодня еще предстоит интересный визит к самому, пожалуй, старейшему радиолюбителю Питера - Ключареву Олегу Степановичу. Но это потом. А пока собираем ростовчан.
Часов в 15 расстаемся. Жаль, но что ж поделаешь, надеюсь не надолго, ибо в наших головах зреют планы на очередные клубные экспедиции.

Ну, а мы, вдвоем, с Никалай Михайловичем, отправляемся к U1AU. Можно вопрос? Как думаете, сколько Олегу Степановичу годков? Не-а... Не угадали. Девяносто два (29-го мая 93!). Но, самое интересное то, что Олег Степанович наш коллега, полярник и, что самое, пожалуй главное, наш одноклубник AC #193! О его славном прошлом я скажу чуть ниже, а пока мы пилим на метро в район "Парка Победы". Знакомая остановка. Через пару кварталов - улица Гастелло, а на ней дом 15, принадлежащий ЛИАПу. Там я и познавал общеобразовательные предметы года два. Но уже по выходу из метро вижу изменения в архитектуре. Прямо напротив - громада Национальной библиотеки. Красиво и впечатляюще. Дальше - по Бассейной, той самой, на маршрутку и на Витебский проспект. Нужный дом находим быстро. Олег Степанович встречает нас, как давних знакомых. У меня сегодня приятная миссия, вручить ему клубный, членский Сертификат МРК "Арктика" и наш клубный вымпел. Ветеран очень тронут вниманием, благодарит. Ну, а мы рассматриваем раритеты. Вот разрешение от 1934 года, на право работать Ключареву О.С. на любительских диапазонах позывным U1AU. Вот справки об участии его в той или иной экспедиции. В 1931 году Олег Степанович окончил курсы телеграфистов, в Тбилиси, а в 1937-м, после окончания Ленинградского Морского техникума, был направлен на первую зимовку, в Певек, в состав Чаунской геолого-разведочной Экспедиции. В 1939г. работал радистом на ледоколе "Дежнев", потом мобилизация в ряды ВМФ. К сожелению, объем этой статьи не позволяет освятить славную трудовую биографию Олега Степановича в должном объеме. И в Антарктиде ему довелось побывать, в составе 5-й комплексной CАЭ. Сидим, общаемся. Шек у Степановича не слабый. Два Айкома, 718 и 746-й. Включен 718-й, на мониторе компьютера - водопад PSK-31. Похоже, Степановичу нравится эта "мода", по ходу обсуждаем особенности программы MixW. Разглядывая мои QSL-ки, с изображениями CW ключей и манипуляторов, замечает - А у меня манипулятор на мамонтовой кости! Ого?! Ну-ка, ну-ка. Точно, на мамонтовой. Щелкаю фотоаппаратом. Еще пару снимков, на фоне шека и наград. Вроде, как и пора восвояси. Но тут Степаныч нас останавливает:
- Ребятки, а по сто грамм? Уважьте уж, старика!
Ну, что тут скажешь?! У Михайловича сегодня дежурство на телевидении, он галлантно отказывается, ну а я принимаю предложение, куда ж мне деться? Степаныч достает бутылочку хорошего коньяка, я усердно нарезаю закуску. Что ж, пускай мне будет хуже...
Первый тост - за Арктику!
А рука то у Степаныча еще крепкая! Второй тост - за радио!
Пора и честь знать. Быстро собираемся, прощаемся.
В метро расстаюсь и с Михалычем. Обратно добираюсь весь во впечатлениях. Мысли витают где-то высоко. Хорошо бы побольше таких людей, как Степаныч, в Клубе. С их связями и опытом. Вот уже и Красин в поле зрения, в красивой перспективе 22-й Василеостровской линии. Иду себе, размышляю. Краем глаза замечаю некого Миколку Маклауда, в развивающемся на ходу черном плаще. Не успели поравняться, как слышу:
- Дима!
Ба!!! Валера! Павлов!!!
Ёшкин кот! Откуда?!
Тискаем друг друга в объятьях. А, ну да! Я же накануне известил его о приезде. Для тех, кто в танке, или кто не работает телеграфом, объясню. Валера Павлов - RA1AOM, или, как его называют иностранцы - телеграфный Фаберже. Наверняка Вы видели, хотя бы на QSL-ках, Валерины ключи, этакие, CW шедевры, исполненные на базах из полудрагоценных камней. Заглядение!
Знакомы мы давно, последний раз встречались в 2004-м, в апартаментах моего номера, в отеле "Санкт-Петербург". Тогда мы просидели до полуночи, обмениваясь своими конструкторскими хитростями, технологиями и задумками на будущее. Тогда еле расстались. С тех пор мы поддерживаем постоянную связь, причем ровным счетом не видя друг в друге конкурентов по рынку телеграфных ключей и манипуляторов. Тут, как говориться, каждому свое. Разворачиваю Валеру и обратно на Красин. Он, говорит, прождал меня более часа, и уже не расчитывал застать. Как, спрашивает сам себя, надоумело пойти обратно именно по этой улице - не понимаю... А так, как пить дать - разошлись, и потом очень бы жалели.
Ну, а у меня, на этот случай, в каюте все готово...

Валера, выпускник "Макаровки", на Красине - свой человек. Помотало его по морям-океанам. Заходим в радиорубку, прихватываем Васильевича, за компанию, и вниз, ко мне в каюту. Визит Валерин затягивается почти до полуночи. В честь него, трап на Красине не поднимают, но и на покидании им судна, не настаивают. Наговорившись вдоволь, и как полагается, отметив встречу, переходим в рубку. Валера подсаживается к передатчику и прикладывается к манипулятору. Ну, что мне остается сказать?! Виртуоз!!! Я даже жертвую своей флэшкой, и записываю Валерину работу на ролик. Сказать, что высший класс - все равно, что ничего не сказать. Проведя пару десятков связей, Валера прощается. Мы проводим его к трапу и с сожелением, как всегда, расстаемся. Счастливо!
На часах полночь, иду спать. Сил работать в эфире просто не остается. Отбой.

25.03.2008. Вторник

Ну, чтож, последние сутки на ледоколе?!
Подъем штатно, в 7:30.
Душ, завтрак, кофе, как по заученному. Мне еще завещано наработать 300 связей, чтобы закрыть тираж QSL-ок. Хорошо хоть я не взялся за очередную 1000. Хватило ума... На 3,5 проход неважный. 20-ка молчит. После получаса мучений, накручиваю "сороковку". Tут дела идут веселей. 50, 100, 150, 200 связей. Все как по нотам, проблем нет. На сей день у меня запланировано посещение Центрального музея связи, что на Почтамтской 7. Там меня будет ждать Ник Мих. Он руководит тамошней коллективкой RK1A, и обещает экскурсию по музею, на правах хозяина. Мне это нравиться, потому как, за 5 лет учебы, так в Музей и не попали. Он все время был на реставрации, поэтому мы видели только его фасад, топая мимо в свой ЛИАП, что по улице Герцена. Т.ч. это приглашение было принято мной без лишних вопросов.
Проработав в эфире часов до 14, решаю воспользоваться неприкаяным одиночеством, и малость передохнуть. Спускаюсь в каюту и в блаженстве располагаюсь на коечке. Тут же отключаюсь. Мой блаженный сон прерывает звонок мобильника. Сашенин на связи:
- Ну, дорогой, выдвигайся! -
Эх, ма... А не охота то как! Точнее, не охота переться пешком со Шмидта на Почтамтскую. Это километров 5, причем ветер, по набережной, извините, прямо в харю... Но, делать нечего, и я развожу пары. Пересекаю Неву по мосту лейтенанта Шмидта, выхожу на Трудовую. Вот он, мой ЛИАП, что говориться, извините, с задницы. Достаю фотоаппарат, снимаю его антенны, вход в приемную комиссию, и мемориальную доску казарм лейб-гвардии конного полка, в котором и расположен главный корпус ЛИАПа. Ну, это в 1790-м году данная территория отошла Кавалергардскому корпусу, а до этого здесь размещался Генеральный штаб русской армии. А в полку том самом, служили и А.М. Одоевский и сыновья А.С. Пушкина. В 1961 году весь комплекс зданий был передан ЛИАПу. Да, интересно-то как. Но, особо ротозейничать некогда, Михалыч ждет. Вот и Почтамская 7. Звоню у входа в Музей. Он встречает меня на входе. Не успев опомниться, Михалыч с ходу берет меня в оборот. Экскурсия уже началась. Я не очень люблю экскурсии с экскурсоводами. Что касается меня, так в музее лучше посмотреть на экспонаты. Остальное мы и по книжкам догоним. Экскурсоводы "грузят" так, что на зрение уже времени не остается. Всегда удивлялся такому подходу. А мы, с Михалычем, ходим себе, все рассматриваем. По мне, так тут нужно пару суток, чтобы более-менее ознакомиться с этой великолепной экспозицией. Такого количества экспонатов я еще не видел. Их просто уйма! А если учесть современный дизайн экспозиций, с соответствующей современнейшей подсветкой, то меня хватает лишь на единственную оценку - Браво!!! С час мы разглядываем то да сё, потом оказываемся на оригинальном балконе, где и расположена RK1A. Шек - новенький 756-й "Прохор" и 4 Пентиум, в совершенно необычном, хай-тековом корпусе. На крыше - мультибэндовый вертикал. С позволения Михалыча беру микрофон в руки, и провожу пару связей. Когда еще доведется поработать с RK1A?! Далее идем во внутренний, просторный двор Музея, где расположено Интернет кафе, и висит натуральный, огромный спутник связи. Пару фото на память.
- А сейчас, - сообщает Николай Михайлович, - мы пойдем на RK1B, в ЛЭТИ, в штаб-квартиру Ассоциации любителей радиосвязи Санкт-Петербурга .

Ну, в ЛЭТИ, так в ЛЭТИ… Тем более, что нас и там ждут. Мне, почему-то, казалось, что это где-то рядом. Оказалось, что я ошибся.
Сначала мы прочесали до самого Невского, потом еще на метро до Петроградской, а там еще кварталлов пять. И все это в примерзопакастнейшую погоду, с мокрым снегом и встречным "мордотыком", метров в 10-15. Погода начинает определенно портиться. Ну, наконец-то, мы у ЛЭТИ. На стене замечаю доску - Здесь, в этом доме работал и скончался 31 декабря 1905 года изобретатель радио А.С. Попов. А я и не знал. Чешем дальше. Я то, расчитываю на рядовой визит в QSL-бюро АЛРC, не более. Однако, планы на глазах меняются, когда Михалыч останавливается возле подъезда, опять же с доской. Читаю. Улица Профессора Попова, д.5, корпус D, кв.33 Мемориальный Музей - квартира А.С. Попова. Вот так клюква… Михалыч загадочно улыбается. У-у… Партизан…
Поднимаемся со двора, насколько я понимаю, не по парадной, лестнице. Ага, вот и кв. 33, старинный почтовый ящик и латунная табличка с вензелями "Александр Степанович Попов". Я в недоумении. Неужели? На площадке - три двери. Это все в одну квартиру. Звоним в левую, дверь открывает миловидная женщина и приглашает нас пройти. Чувствуется, Михалыч здесь свой человек. Нас встречает Лариса Игоревна Золотинкина, как потом выясняется, внучка Иманта Георгиевича Фреймана - выдающегося ученого в области радиотехники, последователя А.С. Попова. Лариса Игоревна усаживает нас чаевничать, и не где-нибудь, а в столовой Александра Степановича, а затем ведет на экскурсию по Музею. Обстановка более чем домашняя и мы наслаждаемся этим домом и его историей. Большинство экспонатов - подлинники. Мне даже благосклонно позволяют посидеть за рабочим столом хозяина. А стрелки часов неумолимо бегут вперед. Спасибо Ларисе Игоревне, за прием и её благородный труд по сохранению бесценных реликвий и истории этого талантливого изобретателя и ученого. Оставляю приветствие Клуба с пожеланием успехов сотрудникам Музея в гостевой книге. Прощаемся, и переходим на этаж выше, на коллективную радиостанцию RK1B. Тут нас встречает Иван Сергеевич Ёлкин RW1AR. Визит деловой. Знакомимся, делимся экспедиционными новостями и планами на летний период. Традиционное фото на память. Вручив Ивану QSL-ки, с изображением своих телеграфных манипуляторов, Сергеич произносит, - А у нас вот что есть! И, достает откуда-то очень интересный телеграфный ключ. Вижу - ключ бортовой. Секрет открывается быстро. Оказывается, это ключ тоже с Красина.
Точнее с трехмоторного Юнкерса, которым командовал Борис Григорьевич Чухновский, во время экспедиции Красина по спасению экспедиции Умберто Нобиле в 1928 году. Самолет тогда потерпел аварию, оборудование с него демонтировали, ну а ребята, по прошествии стольких лет, где-то в Красинских каптерках, откопали этот ключ. Интересно то как! Пора прощаться. На улице начинает темнеть, а мне еще добираться обратно, с добрый час. Поднимут трап, потом скачи по пирсу…
Как у нас говорят - Бай, бай, жмем друг другу лапки, и я отправляюсь восвояси, на ледокол. Погода на улице - хуже некуда. Пока добрался до Красина, совсем стемнело. А задувает так, что невольно начинаю задумываться, как мне завтра до паровоза добраться. Все надежды на Валерия Львовича. Перекусив, вновь в радиорубку. Дорабатываю обещанные 300 связей и в люлю. Вставать завтра рано, а еще нужно поспеть в Астраком, отдать на фирму аппаратуру и вручить Андрею Букину презент. Сегодня у него день рождения, а свидится, не получилось. Ну, что тут поделаешь?.
26 марта. Среда.

Подъем в 7 часов, начинаю сборы. Противное занятие, но куда денешься?
Пакую трансивер. TS 2000 отработал достойно, тест на живучесть выдержал.
Хороший аппарат, лично мне понравился. Уж не прикупить ли себе такой? Пакую и свои шмотки. В 10 мск созваниваюсь с Валерой Шамшуриным. Нужно торопиться, не дай Бог влезть в пробку. Ребята меня предупреждали, торопись. Погода угомонилась, хоть это радует. Валерий Львович прибывает как по расписанию, без напоминаний.
Здесь я хотел бы выразить ему персональное признание и сказать большое спасибо от себя лично и от имени нашего Клуба, за безотказность в решении транспортного вопроса в частности и поддержки нашей экспедиции в целом. Правильно сказал поэт: "Гвозди бы делать из этих людей, крепче бы не было в мире гвоздей"… Напоследок иду в каюткомпанию и оставляю в гостевой книге, от имени Клуба "Арктика", благодарность дирекции ММО и команде ледокола за предоставленную возможность поработать в эфире с этого прославленного борта.
Прощаемся с экипажем, жму руку капитану и в путь. Едем в Астраком. Фирма поздравляет нас с окончанием Экспедиции, желает дальнейших успехов Клубу, приглашает в гости еще и еще раз. Андрею, попутно, вручаю подарок - термокружку с логотипом от фирмы "Экспедиция". Жмем руки, и на вокзал.

Поезд в 12:42. На удивление - пробок нет, доезжаем быстро. Время еще есть, и мы с Валерием Львовичем еще раз, сидя в машине в ожидании посадки, вспоминаем прожитые на Красине дни, наши успехи и "пролеты". Успехов, явно как больше… Прощаемся, расставаться, как всегда жаль.
Сажусь в поезд, а на бейджике симпатичной проводницы - Ирина Красина.
Однако…

На этом, экспедиция UE6MAC/1, для меня закончилась. Еще раз хочется поблагодарить от имени Международного Клуба "Арктика" Ассоциацию любителей радиосвязи Санкт - Петербурга за оказанное содействие в её проведении, а также лично Сашенина Николая Михайловича (RV1AQ) и Шамшурина Валерия Львовича (RA1ATP). Ну, и, конечно же, компанию "Астраком" за любезно предоставленные в распоряжение Экспедиции технические средства. Спасибо Вам Всем!
73!
Дмитрий Кузнецкий

МРК "Арктика" #199
EW4IDP
EU5POL
EV5IPY
Март 2008г.


Краткая биография Ледокола "Красин":

История корабля полна событий и неразрывно связана с историей России.
31 марта 1917 - поднят Андреевский флаг на ледоколе "Святогор"
01 августа 1918 - затоплен для преграждения пути кораблям интервентов к Архангельску. Был поднят англичанами и до 1921 г. плавал под английским флагом.
Август 1921 - выкуплен наркоматом внешней торговли РСФСР при личном участии полпреда Л.Б.Красина.
03 августа 1927 - ледокол "Святогор" переименован в ледокол "Красин"
16 июня 1928 - ледокол "Красин" становится флагманом операции по спасению экспедиции Умберто Нобиле на дирижабле "Италия" к Северному полюсу.
08 октября 1928 - первым из судов морского торгового флота ледокол "Красин" удостоен Ордена Трудового Красного Знамени.
30 июля - 25 октября 1929 - "Красин" участвует в Девятой Карской экспедиции самой масштабной и переломной операцией на Карском морском пути.
Март-апрель 1933 - Достигает мыса Желания. Никогда еще в это время года сюда не проникало судно в свободном плавании.
17 июля 1933 - ледокол "Красин" - лидер Первой Ленской транспортной экспедиции, в результате которой Якутия получает выход в океан.
22 сентября 1936 - под проводкой "Красина" завершён первый поход боевых кораблей трассой Северного Морского Пути
18 августа 1937 - ледокол "Красин" отправился к м. Барроу на поиски экипажа летчика С.А. Леваневского
04 ноября 1941 - ледокол "Красин" вышел в Америку.
26 апреля 1942 - в составе конвоя PQ-15 "Красин" вышел из Рейкьявика на Родину.
05 мая 1942 - конвой PQ-15 достиг о. Кильдин и вошёл в Кольский залив, завершив свой поход. Для ледокола "Красин" это было завершением маршрута б.Провидения-Норфолк-Галифакс-Рейкьявик-Мурманск, длиною в 15309 миль.
Октябрь 1943 - завершение кругосветного плавания (885 суток) в г. Владивостоке.
1956 - 1960 - капитальный ремонт и реконструкция ледокола в Германии. Установлены новые котлы, работающие на жидком топливе.
01 апреля 1972 - ветеран ледокольного флота "Красин" был передан в Министерство геологии РСФСР в качестве научно-исследовательского судна.
20 февраля 1992 - Правительство РФ выдало ледоколу "Красин" охранное свидетельство, как памятнику истории федерального значения.
16 мая 1992 - ледокол-музей "Красин" зарегистрирован во Всероссийском реестре музеев.
1995 год - на борту ледокола открылась первая музейная экспозиция.

Сайт ледокола-музея Красин WWW.KRASSIN.RU
Добро пожаловать!
©2008. Авторские права принадлежат Дмитрию Кузнецкому, любое копирование, только с письменного разрешения автора.